Эта методика позволяет развить пространственное мышление, научиться манипулировать пространственными структурами, представлять их взаимное расположение, различать возможные комбинации от невозможных. Полезные навыки пространственного мышления закрепляются вместе с правилами формальной логики.
Методика является частью общего подхода, определяемого как "обучение умению думать". "Умение думать" - очень емкое понятие, в которое, в том числе, входят разные типы мышления.
Пространственное мышление (spatial reasoning) – что это, вообще говоря, такое? Ну, как бы понятно, речь о том, как человек ориентируется в пространстве, да? И по принципу Митрофанушки: мне географию знать не надо, извозчик довезет, - многие даже бравируют, мол, это не для меня, я не ориентируюсь, за меня это делает GPS.
Да только на самом деле все сложнее. «Ориентация в пространстве» - это не такой туристский прикол, и не умение найти дорогу в незнакомом городе. Это даже не суворовское «сено-солома», право-лево, понимание смысла предлогов «на», «за» или «от». Тут мы имеем дело с формированием у малышей первичных, базовых пространственных представлений и понятий, но МЫШЛЕНИЕ – это то, что строится дальше, НА таких понятиях и представлениях.
Пространственное мышление – это такой ВИД МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, необходимый для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация. Все виды деятельности, требующие манипуляций с пространственными структурами – настоящими или воображаемыми, - все виды деятельности, где необходимо анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые, - все это делается при помощи ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.
А если конкретно, то: большая часть инженерно-технических специальностей, архитекторы и дизайнеры, модельеры и стилисты, летчики и моряки, и тьма тьмущая других профессий на том стоит. ВСЕ, кто создает пространственные объекты, меняет пространственные объекты, действует внутри пространственных объектов, - все они обязаны владеть этим инструментом.
Ну вот, а у меня есть методика, которая умеет это делать. В смысле, это развивать. Когда-то очень давно я придумала ее – точнее, не всю ее целиком, а только самую сложную ее часть, - для курса повышения квалификации иностранных вертолетных механиков.
Методика осталась с тех пор, и бывала вполне полезна мне в самых разных других ситуациях. Самый большой был для меня сюрприз, когда ко мне прибежала старшая дочь – студентка университета – перед экзаменом по нейроанатомии. «Мама! – попросила она, - Помнишь, ты меня учила крутить это все вот... ну, в пространстве? ... Пожалуйста, пожалуйста!!! Дай мне еще каких-нибудь задачек... с объемами.... Тренироваться! А то я с ума схожу с этим расположением частей мозга в пространстве, если бы ты видела, какие там задания!!!»
Так что врачам это все тоже нужно, как видите. :) Пришлось придумывать «с объемами». Это уже настолько сложный уровень, что я с лету сама не уверена в своих решениях, так что задачки мы с дочкой задавали друг другу на равных:). Но тут у нас о таких высотах речь не идет, а начнем мы с довольно-таки ранней стадии: это момент знакомства ребенка с первичными геометрическими понятиями: точка, отрезок, треугольник, квадрат .
Еще нужно знать понятие ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Я не знаю, проходят ли это сейчас в начальной школе, мы когда-то учили определение: пересечением двух фигур называется множество точек, принадлежащих обеим фигурам . Но, может быть, сейчас это дается как-то без использования терминологии теории множеств. Спросите детей, они наверняка знают.
Что тут важно: уйти от бытового смысла слова «пересечение».
На рисунке 1 – случай, который является в иллюстрацией к бытовому смыслу слова «пересечение». Пересечением двух отрезков тут является точка: у этих двух отрезков ОДНА ОБЩАЯ ТОЧКА. Я ее чуть в стороне желтым нарисовала.
А на рисунках 2 и 3 – другие случаи, когда два отрезка имеют общие точки. Это тоже случаи ПЕРЕСЕЧЕНИЯ отрезков, хотя они и не выглядят так с бытовой точки зрения. На рисунке 2 пересечением двух отрезков является третий отрезок. А на рисунке 3 и вовсе пересечением двух отрезков является один из них целиком , фиолетовый который:). Потому что ВСЕ его точки принадлежат и красному отрезку тоже:).
Вообще, и обсуждение понятия «пересечение фигур», и определения возможности, с которыми вы встретитесь в методике, - все это само по себе небесполезные вещи. И то и другое имеет прямое отношение к правилам формальной логики, которые должны быть усвоены накрепко чем раньше тем лучше:). Ну а нам это нужно, исходя из наших утилитарных соображений: чтобы перейти собственно к методике развития пространственного мышления.
Строго говоря, это не методика обучения, а тренажер. Поэтому неверно спрашивать, чему она обучает. Это все равно, что спросить, куда мы сможем приехать после часа езды на велотренажере:). Предложенная методика никуда не ведет, она только использует – по минимуму - уже существующие понятия и логические инструменты, чтобы натренировать мышцы научиться манипулировать в голове сложными пространственными категориями. У каждого из нас этот механизм есть, он заложен в мозгу, но, как правило, «не раскручен»:): похож на дряблую мышцу, которой никогда не пользовались.
На кого это рассчитано? На прямой вопрос – прямой ответ:
на вас. :)
В первую очередь, тот, кто это читает, должен прорешать весь курс сам. Почувствовав в себе силу богатырскую:), можно «втянуть» подведомственное чадо, я думаю, начиная лет с 12 уже вполне можно – понемногу, по мере освоения понятий в школьной программе.
Но это не единственный способ использования методики. Взрослым и старшеклассникам прекрасно подойдет «тренироваться» методом глубокого погружения: прорешать все в течение нескольких дней. Я только что устраивала такую сессию для студентов, - они сами не заметили, как «машинка» у них в голове «зажужжала». :) На первых этапах они реагировали на простейшие задачи вопросом: «шо?» В конце сессии, отказавшись уже от карандашей и бумаги (оказывается, на стадии выхода в пространство они мешают!), бодро махали руками и листами бумаги, выстраивая сложные сочетания пересекающихся углов, и практически не ошибались:).
Тринадцать занятий методики я записала в двух частях каждое: часть вопросов и часть ответов.
Если вы хотите, чтобы тренажер работал, не показывайте часть с ответами ученику!
Эта часть для того, кто преподает: вы можете озвучивать нужные вам объяснения, но картинки показывать нельзя, все эти варианты нужно рисовать или «строить модели» в пространстве при помощи подручных средств и самих рук учащегося:). - при помощи того, что ему самому покажется удобным. У вас нет задачи «показать, как надо», ваша задача – заставить работать механизмы пространственного мышления...
В начале курса некоторые задачи могут показаться слишком простыми. Вообще-то, по опыту я знаю, что «слишком простыми» разным людям кажутся разные задачи:). Но даже если так получится: я бы все-таки прорешала подробно их все. Дело в том, что кроме логики усложнения пространственных понятий и задач, в методике соблюдается еще и последовательное упражнение «формальной логики», вырабатываются алгоритмы логических умозаключений, владенние которыми и строгое следование которым будет необходимо на более сложных этапах курса, и вообще в жизни и учебе:).
В данной серии занятий мы остановимся на плоских фигурах в трехмерном пространстве. Это далеко не самый высокий уровень. Занятия можно продолжать, используя телесные углы и трехмерные фигуры, все более и более сложные их сочетания. Если окажется, что такой тренажер тоже востребован, я его, возможно, напишу... А пока хотелось бы, чтобы оказался полезным этот, уже существующий.
Психологи, исследующие закономерности восприятия, выявили, что пространственная ориентация и пространственное мышление по-разному развиваются у людей, живущих в горах и в долине. Те, кто привык смотреть со склонов гор вниз, хорошо определяют размеры объектов внизу, но зато сильно путают размеры объектов, расположенных по линии горизонта.
И наоборот, жители долин ошибаются насчет размеров, глядя с высоты, но точны в своих оценках расстояний на равнинной местности. Эти наблюдения подтверждают, что пространственные навыки развиваются естественным образом в ходе приобретения человеком соответствующего опыта .
По мере взросления навык пространственного восприятия окружающего мира перерастает в способность представлять объемные структуры и объекты в пространстве и мысленно манипулировать ими. Пространственное мышление – это предпосылка логического мышления и умений оперировать числами и размерами . Изучение в школе геометрии направлено не столько на то, чтобы вырастить из детей математиков, сколько на развитие именно этой способности.
Человек с развитым пространственным интеллектом легче остальных справляется со многими профессиональными и просто жизненными задачами.
Без пространственного мышления не получится успешно выполнять деятельность:
- художника;
- дизайнера;
- архитектора;
- инженера-конструктора;
- и инженера-технолога;
- специалиста по логистике (и транспортной, и складской).
Список достаточно длинный. Да и в обыденной жизни это качество позволит:
- компактно загрузить посудомоечную машину;
- разобраться с картой местности и, не прибегая к навигатору, добраться в нужное место.
А смысл фраз вроде «ближайший к дому магазин» или «на левой стороне улицы» и вовсе был бы непонятен без этой когнитивной способности нашего мозга.
Свойственно ли вам испытывать затруднение при выполнении следующих задач:
- максимально полно загрузить багажник автомобиля;
- рассчитать точно габариты парковочного места и успешно припарковаться;
- сориентироваться в незнакомой местности, отчетливо представляя, как это место выглядело на карте;
- разобраться в зеркальном отображении предметов в комнате;
- расставить новую мебель в заданном пространстве без ее многократных передвижек по комнате?
Если вы почувствовали, что не самым лучшим образом решаете эти и подобные им задачи, то стоит уделить внимание специальным тренировкам пространственного мышления. Кстати, традиционно считается, что у мужчин лучше развито пространственное мышление и ориентация на больших расстояниях, а у женщин лучше способность ориентироваться в небольшом пространстве. Вот откуда совет психологов: «Если вы потеряли дома вещь, попросите о помощи женщину, а если заблудились на улице, спросите дорогу у мужчины ».
Пространственный интеллект опирается на две умственные способности, это:
- способность к пространственной визуализации, т.е. воображение, позволяющее выстраивать в сознании пространственные образы;
- пространственное мышление, т.е. процесс мысленного манипулирования этими изображениями.
Как можно узнать о своих пространственных способностях
Первый и самый простой путь – это самонаблюдение . Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.
Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления
- расстояния;
- системы координат;
- двух и трех измерений;
- широты и долготы?
Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности
- символы;
- графические изображения;
- точки, линии;
- стрелки
для изображения того, как представлены в пространстве объекты?
«С Викиум вы сможете начать развивать пространсвенное мышление онлайн»
Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,
- литосфера,
- гидросфера,
- геосфера.
- биосфера?
- Можете ли вы, опираясь на трехмерный чертеж какой-либо детали, представить, как будет выглядеть изготовленная деталь?
- Можете ли вы изготовить несложную вещь по чертежу?
- Если бы вам пришлось разбираться с неисправностью в двигателе, насколько уверенно вы сориентировались бы в этой ситуации?
- Если вы увлекаетесь кулинарией и готовите сложные блюда, можете вы представить заранее, как оно будет выглядеть?
Второй путь – сравнение себя с другими . Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:
- строительство песочных замков на пляже;
- лепка фигур из пластилина или глины;
- поиск и постановка кадра и композиции при фотографировании;
- техническое рисование;
- игра в шахматы и шашки;
- 3D-моделирование, где требуется умение манипулировать формами;
- компьютерные игры;
- ориентировка на местности с помощью компаса и карты.
И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий . Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.
В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.
Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как
- кубик Рубика (кстати, на сегодняшний день его признают едва ли не совершенным методом тренировки пространственного мышления);
- головоломки;
- Тетрис?
Как проверить пространственное мышление с помощью компьютерной диагностики
Хотите узнать о своем пространственном мышлении основательнее? Тогда попробуйте свои силы на сайте «Викиум» и выполните предложенные там задания на пространственное мышление. На первый взгляд, совсем несложные и даже по-своему забавные, они, тем не менее, с достаточной степенью точности покажут вам ваш уровень пространственного мышления.
Начните с тренажера «Многоугольники» и попробуйте оценить свой навык распознавания положения тестовой фигуры на фоне «информационного шума». Тренажер «Похожие картины» , где требуется оперативно отслеживать изменения, так увлечет вас, что вы забудете про диагностику.
Тренажеры «Поворот », «Собери квадрат» и «Геометрия » — более сложные и рассчитаны на уже сформировавшиеся пространственное мышление и пространственные представления. Придется вспомнить старую добрую стереометрию, чтобы ответить на вопрос о том, совпадают ли фигуры после поворота в задании «Поворот» и мысленно собрать квадрат из элементов в задании «Собери квадрат». Здесь потребуется навык пространственной ориентации и удержания в памяти расположения фигур и направления ее сторон.
Возможно, с первого раза упражнения покажутся вам непривычно сложными. Но ведь и пространственное мышление – очень сложный когнитивный процесс, опирающийся на мысленное логическое оперирование образами и структурами.
Последние исследования показали, что…
…пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека . Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.
Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков. Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры.
На сайт дети развивают логическое и пространственное мышление, внимание и память.
Как развить пространственное мышление ребенка?
Делимся классными идеями: как «прокачать» образное и трехмерное мышление и развить воображение. Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх.
- Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные), лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы - местности, помещения.
- Разгадывайте загадки : они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
- Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах - предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
- Выходите на улицу - спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
- Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, - отличный тренажер трехмерного мышления.
- Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам.
Оптимальный подход - комбинированные занятия в форме игры. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.
Задачи и задания на пространственное мышление
В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!
Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
- сравнивать фигуры по размеру и форме;
- дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
- писать математические диктанты;
- соединять точки по цифрам;
- перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), - или по памяти;
- зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
- рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
- проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
- играть с рамками-вкладышами;
- составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
- рисовать чертежи и схемы различных предметов;
- описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
- мастерить поделки, в том числе объемные, - требующие активного измерения и соотнесения частей целого.
Главное при выборе - интерес со стороны ребенка.
А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».
На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома - цветок, а вместо дороги - траектория полета бабочки, изображенная курсивом.
А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».
Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.
Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет
Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления - онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать .
Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.
Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык - пространственное мышление.
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) - пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова - указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице - там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Рисунок на спине»
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы - пусть пытается угадать, что вы изображаете.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют - а наблюдатель расчерчивает - игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он - полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок - диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки - лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение
Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу .
Пространственное (объемное, трехмерное) мышление - это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).
Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией - навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.
Что развивать - трехмерное мышление или воображение?
Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления - предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится - он представляется в воображении более привлекательным).
Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований - но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.
Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда - с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления .
Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику
Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании - «ориентироваться в пространстве», - навык предельно практический.
Ребенок с развитым пространственным мышлением:
Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку - легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).
Так называемый топографический кретинизм - не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!
Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов - и соответственно рассчитать свои силы.
Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь - в комнате или в школьном ранце.
Получает хорошие оценки по рисованию и труду. Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис - в результате пользуется заслуженным авторитетом.
Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно - более эффективным.
Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология - тоже с большей вероятностью пойдут легко.
Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.
Одна из важнейших умственных составляющих развитого человека – это пространственное мышление. Под данным термином подразумевается способность людей решать различные практические и теоретические задачи, используя пространственные образы и определяя связи между ними.
Способность помогает формировать в сознании динамично чередующиеся пазлы общей картины, позволяет продумать мельчайшие детали проблемы, связанной с ориентированием на плоскости. Этот вид мышления необходим не только математикам, архитекторам, физикам, химикам, модельерам, художникам и литераторам, но и каждому, без исключения, человеку.
Безошибочно определить направление на незнакомой местности, быстро принять стратегически важное решение во время спортивных соревнований, автоматически вычислить размер удаленного объекта, не путать «лево» и «право» – поможет развитие пространственного мышления. Для этой цели разработан ряд эффективных упражнений, которые можно начинать делать в любом возрасте.
Пространственное мышление: что это такое
В процессе формирования данного типа интеллекта, личность, независимо от ее природных способностей, должна пройти ряд этапов, каждый из которых являет собой определенную ступень умственного развития. В совокупности все эти отдельно взятые части предназначены для совместной работы с целью улучшения уровня пространственного мышления.
Звенья или структура способности:
- Объективный анализ (разбор задачи «по полочкам»).
- Объединение отдельных частей в одно целое: синтез.
- Абстрагирование, при котором для ребуса или дилеммы определяется структура.
- Умение отделять важное от незначительного (обобщение).
- Конкретизация, представляющая процесс обратный обобщению.
Все эти составляющие мыслительной деятельности относятся к пространственному восприятию и помогают создавать в уме образы в трехмерном формате. И именно они способствуют развитию этих образов – обеспечивают теоретическую и практическую базу для совершения всевозможных заданий.
Врожденные способности у всех людей разные. Одним не составляет труда мысленно представить любой по сложности объект в мельчайших деталях, в многообразии алгоритмов движения. Другие люди не могут справиться с подобной задачей без длительных усилий.
Сферы применения в повседневной жизни
Не только в химических и физических экспериментах, художественных изысканиях, поездках на автомобиле и иной трудовой деятельности возникает потребность в быстром создании мыслительных образов с четкими параметрами. Такие навыки полезны и в быту, например, для организации праздничного вечера, полноценного восприятия прочитанной книги, грамотного планирования, расчета семенного бюджета.
Важно! Определить степень развитости пространственного мышления помогут специальные тесты. Следует понимать, что эта способность поддается корректировке и легко улучшается при помощи несложных методик и упражнений.
Развитие пространственного мышления (упражнения для тренировки)
Выбирать задание, развивающее данную умственную способность, следует не исходя из своего биологического возраста, а ориентируясь исключительно на мыслительные способности. Некоторые дети старшего дошкольного возраста могут иметь тут весомое преимущество в сравнении со взрослыми людьми, так как их воображение, как правило, не имеет границ и «рамок».
Упражнение 1
На листе бумаги чертится произвольная геометрическая фигура: треугольник, овал, квадрат. Для деток младшего возраста на лист бумаги можно просто положить предмет из детского конструктора. Следует придумать для выбранной фигурки или игрушки подробный путь движения по плоскости без изменения ее внешнего вида.
Научиться пространственно оперировать образом получится и без дополнительных атрибутов. Достаточно, сидя на диване, умственно «двигать» предметы в комнате. Упражнение с каждым разом следует усложнять дополнительными объектами, множественным переставлением, пересечением и перечерчиванием образов.
Упражнение 2
Это упражнение похоже на создание абстрактного рисунка: знакомый предмет нужно мысленно видоизменять любым образом, но, «не перемещая» его. Иными словами, объект должен оставаться неподвижным, но постоянно меняться: объединяться с дополнительными деталями, менять цвет, обрастать элементами украшения.
Упражнение 3
Упражнение являет собой совокупность двух предыдущих: произвольная фигура одновременно перемещается и видоизменяется. При этом нужно находить логическое оправдание таким видоизменениям на всем пути движения.
Хорошими способами развития способности станет увлечение пазлами и оригами, любая конструкторская деятельность. Манипулирование геометрическими фигурами является хорошей тренировкой воображения. Для этой цели несколько разных фигур «накладываются» друг на друга, а запечатленный в мозгу результат мысленно подвергается детальному анализу (каждая точка, линия соединения, сторона, грань).
Обогащать пространственное мышление можно постоянно. Такая практика позволит увидеть мир в новых красках, расширит границы воображения, поможет находить адекватный выход из любых жизненных трудностей.