Смерть - это полное прекращение жизненных процессов. Казалось бы, явление довольно очевидное с точки зрения науки, и, в сущности, обыденное - ведь рано или поздно это происходит со всеми. Тем не менее, смерть до сих пор сохраняет настолько таинственный и мистический статус, что даже разговоры о ней расцениваются неоднозначно. Взрослый человек, который публично заговаривает о смерти, часто получает в ответ шутки или обеспокоенно-непонимающие взгляды. Что говорить о детях, которым вместо ответов достаются отговорки.
Все явления, с которыми сталкивается человечество, становятся предметом изучения какой-то науки - а значит, и образования. Попробуем разобраться, кто и зачем изучает мортальное. А потом, вооружившись подходом death studies, поговорим о том, как изменялось представление о смерти, и как получилось, что один из самых базовых природных механизмов имеет такой странный статус.
Какие существуют науки о смерти?
Науки, которые напрямую касаются этой темы, обычно имеют прикладной или медицинский характер. Например, танатология - раздел медицины, который изучает состояние организма в процессе умирания. Патологическая анатомия рассматривает посмертные изменения, способствует изучению болезней и судебно-медицинской экспертизе.
Биоэтика может затрагивать вопросы смерти, рассуждая о границах между живым и неживым применительно к технологическим достижениям - смерть в таком ключе может оказаться относительным понятием и предметом дискуссий. О домах престарелых и хосписах обычно говорят в контексте исследований, связанных с работой социальной и экономической сферы жизни общества.
В психоанализе смерти уделено немало внимания - фрейдистская теория предполагает наличие инстинкта, который осуществляет «влечение к смерти». Из наиболее ключевых психологических исследований можно вспомнить работы американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, которая занималась исследованием околосмертных переживаний и оказанием психологической помощи умирающим. Именно она ввела известную классификацию стадий принятия смерти от отрицания до смирения.
Дать философское осмысление гибели стремились современные французские учёные, говоря о философии и эстетике исчезновения - этот термин ввёл Поль Вирильо в своей одноимённой работе. Для этой группы философов рефлексия об исчезновении стала результатом драматических событий середины ХХ века. В контексте «философии исчезновения» говорят о политических и военных преступлениях, глобальных катастрофах, когда не только отдельные люди могли пропасть, сменив имя на номер робы и безымянную могилу, но и целые города и народы исчезали с лица земли. Здесь смерть тесно связана с опытом исторического шока, осмысление которого заставило Теодора Адорно сказать, что после Освенцима писать стихи невозможно , раз культура и просвещение не смогли ничего предотвратить.
Смерть как феномен
То, как феномен прекращения жизни отражается в культуре, редко становится предметом самостоятельного социокультурного и антропологического рассмотрения. Между тем, death studies социокультурного толка - это отдельная область знания, о которой в последнее время говорят всё чаще. Десять раз в год издаётся одноимённый научный журнал , а периодическое издание Omega , также посвящённое изучению смерти, существует с 1970-х годов. В России эту область знания называют социологией смерти или некросоциологией. С недавних пор выпускается научный печатный журнал «Археология русской смерти» .
Таким образом, гуманитарная танатология - это наука о мортальности, которая изучает опыт осмысления смерти как отдельным человеком, так и обществом, рассматривает социокультурные механизмы смерти и её отражение в общественном сознании.
Социолог Дмитрий Рогозин рассказывает об изучении социального контекста смерти.
Эволюция восприятия мортального
Одна из главных проблем, которые рассматривают death studies - то, как меняется отношение к смерти. Когда-то смерть была включена в понятный для конкретной общности контекст. Существовали традиционные обрядовые практики, относящиеся как к официальной церкви, так и к народной религиозности - поверья, обрядовые причитания, местечковые суеверия и семейные обычаи. Эта контекстуальная «упаковка» делала смерть близкой, понятной, возможной для принятия. В традиционных обществах смерть никого не удивляет - оставаясь трагическим событием, она, однако, не ошеломляет.
Экзистенциальный ужас смерти, ошеломляющая паника, переживание гибели идентичности стали активнее осмысляться культурой в начале ХХ века.
В это время в литературе и философии появляется экзистенциализм, говорящий о хрупких, единичных, неповторимых переживаниях, а в живописи - экспрессионизм, подстёгнутый ужасами Первой мировой. И то, и другое отражает интерес к индивидуальному опыту субъекта, который переживает отчаяние, тревогу и страх.
В большинстве развитых стран с развитием медицины старшие родственники стали жить дольше. Раньше муж и отец в любой момент мог надорваться на работе или погибнуть на промыслах, но со временем условия труда изменились. Детские и младенческие могилки, как и усыпальницы женщин, умерших во время родов, перестали быть грустным, но частым явлением. «Ядерные кнопки» изменили принципы глобальных конфликтов и спасли миллионы людей от гибели в штыковых атаках.
Вследствие всего этого смерть отдалилась от нас, превратившись в «несчастный случай».
Если она происходит на дороге, туда вскоре приедут машины скорой помощи и полиции, трассу огородят, а асфальт вымоют из шланга. Об уходе из жизни соседей по дому мы тоже узнаём (если узнаём вообще), увидев машины специальных служб. Для современного горожанина смерть - это то, чем должны заниматься «специальные люди».
В Древнем Египте с мумификацией и похоронными ритуалами был связан бог Анубис.
Дети и табуирование смерти
Некоторые прабабушки старой закалки и сегодня иногда шокируют внуков, говоря что-нибудь вроде: «Этот платок на мои похороны наденешь» или давая малолетним правнукам подробные инструкции о том, как нужно омывать тело покойника. Как правило, у родителей подобное вызывает шок. Прабабушке говорят: «Да ты всех нас ещё переживёшь!», а опешившему ребёнку советуют немедленно заткнуть уши.
Как и любой отказ в коммуникации, это загоняет проблему в вытесненное, а также прерывает механизм культурной трансляции околосмертных ритуалов.
Частая эмоция, которую дети испытывают, сталкиваясь со смертью близких - удивление. Иногда родителям может показаться, что ребенок проявляет черствость и равнодушие, не осознает масштаба случившегося или ведёт себя неподобающе. И это правда, если тема всегда замалчивалась. Детский вопрос о том, скоро ли умрёт бабушка, встречает явно транслируемое осуждение: «Замолчи, да что ты такое вообще говоришь!».
Кадр из фильма 1935-ого года по мотивам произведений Эдгара По.
Само собой, если бабушка «всех переживёт», смерть в представлении ребёнка будет в первую очередь странной и нереальной, а уже потом - грустной. Что и говорить о неожиданной гибели молодых людей - часто табуируется сам факт, что такое вообще возможно. Отсутствие предосмысления гибели предполагает, что нет и культуры скорби, траура. В результате дети, как и отчуждённые от контекста взрослые, просто не владеют устоявшимися реакциями и социальными кодами.
Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час.
Владимир Набоков«Другие берега»
Говоря о смерти, мы часто ощущаем скованность и неловкость, как будто речь идёт о чём-то неприличном, хотя смерть соврешенно естественна. Это следствие табу - примерно то же происходит при разговорах о сексе. В большинстве случаев прогрессивные родители признают, что с ребёнком следует искренне говорить о том, как и почему он появился на свет. Но когда речь заходит о смерти, часто отделываются отговорками. Верёвка в доме повешенного становится актуализированным предметом умолчания, присутствие которого тем более ощутимо, чем больше мы о ней молчим.
Информационные технологии и смерть
1) Реальное и нереальное
Хотя близкую смерть мы видим редко, в «обществе спектакля» , которое создают медиа, она окружает нас ежедневно. Массовость и регулярность трагедий способна ввести в панику, если кто-то решит читать все грустные новости запоем. С одной стороны, всё это действительно происходит, с другой - такое количество трагедий избыточно для восприятия конкретного человека и создает неадекватную картину мира.
В то же время, смерть на видео и фотографиях кажется далёкой и нереальной, что снижает способность к сопереживанию, а в блокбастерах с драматическими приёмами гибель персонажей выглядит более эффектной и «настоящей», чем реальные трагедии в репортажах.
2) Цинизм и страх
Может показаться, что интернет и массовая культура формируют циничных, равнодушных и жестоких людей, которые готовы глумиться над чем угодно, включая трагедии. Однако ещё Михаил Бахтин дал понять , что в низовой, народно-площадной культуре смерть и смех тесно связаны.
Шутки освобождают от догматизма, снимают чувство неловкости и разрушают табу.
Мортальный юмор - это попытка справиться со страхом и преодолеть отчуждение. Причём чем более грубым и плоским он является, тем невротичнее порыв. На деле сетевой цинизм входит в противоречие с полной беззащитностью современного индивида перед близкой и реальной смертью. Интернет же не делает нас более жестокими или бесчувственными, а всего лишь служит инструментом для мгновенной трансляции контента.
3) Эффект присутствия
Когда-то письма шли месяцами, а гонцы с депешами могли заплутать в метели. Сегодня мы волнуемся, если кто-то несколько часов не появляется в сети. Распространение мгновенных мессенджеров и пуш-уведомлений создаёт ощущение постоянной «руки на пульсе» - сама эта метафора говорит о многом. При этом не обязательно знакомиться «вживую», чтобы общаться, играть или работать вместе.
Отъезд в место вне досягаемости - событие, которое для жителя мегаполиса может стать настоящим стрессом.
Не зря работающим специалистам советуют сервисы, которые блокируют уведомления, и специальные методики, помогающие не включать компьютер в отпуске. Когда поток информации прерывается, нас словно отключают от аппарата жизнеобеспечения. Виртуальное присутствие становится синонимом самой жизни, а смерть - синонимом обрыва связи.
Кадр из сериала «Чёрное зеркало».
4) Цифровое бессмертие
Раньше оставить что-то после себя могли только очень талантливые или очень богатые люди, но теперь у каждого есть возможность увековечить свой образ в сети. В то же время, существование страниц и аккаунтов людей, хозяева которых скончались, вызывает этические проблемы. Можно ли удалять такой аккаунт или передавать право доступа к нему другим людям? Что делать со спамом, который, как сорная трава, заполняет заброшенные страницы?
Каждый из нас создаёт на протяжении жизни огромное количество контента. Что будет лет через 50 с этим гигантским объёмом данных? Некоторые компании уже пытаются решать этот вопрос. Например, Google предлагает сервис с обтекаемым названием «На всякий случай», который отслеживает, активен ли пользователь. Если программа не дождётся подтверждений, то удалит аккаунт и отправит письмо доверенному лицу.
Социология смерти позволяет больше узнать о культуре исходя из того, как в ней интерпретируется это явление, даёт возможность взглянуть на общество с неожиданного ракурса. Исследования мортальности не раскроют ничего о загробном мире и не дадут готовых ответов на личные вопросы. Точно так же онтология, наука о бытии, не отвечает на вопрос о «смысле жизни», а рассуждает о мире в категориях существования.
Зато они могут помочь развеять предрассудки, сделать нас честнее за счёт снятия запретов, и сильнее - благодаря наличию метода.
ТАНАТОЛОГИЯ
Научная дисциплина, изучающая смерть, ее причины, механизмы и признаки.
Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАНАТОЛОГИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ТАНАТОЛОГИЯ
направление в науке, исследующее проблемы, связанные со смертью. Среди танатологов есть и философы (например, доцент РГГУ Владимир Игоревич СТРЕЛКОВ), пытающиеся … - ТАНАТОЛОГИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
- в судебной медицине учение о смерти. изучает причины умирания, механизм наступления смерти (танатогенез), посмертные изменения в трупе, а также … - ТАНАТОЛОГИЯ в Большом юридическом словаре:
- в судебной медицине учение о смерти. Изучает причины умирания, механизм наступления смерти (танатогенез), посмертные изменения в трупе, а также … - ТАНАТОЛОГИЯ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
(греч. tanatos — смерть и logos — учение) — учение о смерти, т.е. наука, изучающая процесс умирания, причины и проявления … - ТАНАТОЛОГИЯ в Медицинских терминах:
(танато- + греч. logos учение) учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и … - ТАНАТОЛОГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. thanatos - смерть и...логия) раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы … - ТАНАТОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. thanatos - смерть и... логия) , раздел медико-биологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти … - ТАНАТОЛОГИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
- ТАНАТОЛОГИЯ
(от греческого thanatos - смерть и...логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы … - ТАНАТОЛОГИЯ в Энциклопедическом словарике:
и, мн. нет, ж. мед. Раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания, изменения в тканях ор-ганизма, связанные с умиранием … - ТАНАТОЛОГИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ТАНАТОЛ́ОГИЯ (от греч. thanаtos - смерть и... логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и … - ТАНАТОЛОГИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
танатоло"гия, танатоло"гии, танатоло"гии, танатоло"гий, танатоло"гии, танатоло"гиям, танатоло"гию, танатоло"гии, танатоло"гией, танатоло"гиею, танатоло"гиями, танатоло"гии, … - ТАНАТОЛОГИЯ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. thanatos смерть + ...логия) раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания (танатогенез), изменения в тканях организма, связанные … - ТАНАТОЛОГИЯ в Словаре иностранных выражений:
[гр. thanatos смерть + ...логия] раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания (танатогенез), изменения в тканях организма, связанные с … - ТАНАТОЛОГИЯ в словаре Синонимов русского языка.
- ТАНАТОЛОГИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
танатология, … - ТАНАТОЛОГИЯ в Орфографическом словаре:
танатол`огия, … - ТАНАТОЛОГИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от греч. thanatos - смерть и …логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы … - ТАНАТОЛОГИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ в Медицинских терминах:
раздел судебной медицины, изучающий процесс умирания и посмертные изменения органов и тканей применительно к целям и задачам судебно-медицинской … - ИММОРТОЛОГИЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
направление в науке, изучающее возможность получения бессмертия. Среди иммортологов есть как философы, так и практики-экспериментаторы. Однако, с философской концепцией необходимости … - СМЕРТЬ в Энциклопедии Биология:
, прекращение жизнедеятельности организма, имеющее необратимый характер. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть проявляется в форме деления, приводящего к прекращению …
Танатологией называется академическое изучение смертности или смерти. Эта тема включает в себя широкий спектр дисциплин, в том числе социологию, биологию, теологию, психологию, экономику и литературу самых разных направлений, так или иначе связанную со смертью. В частности, танатология сосредотачивает свой фокус на медицинских изменениях в организме во время процесса умирания и после смерти, предсмертных видениях, опыте причин и разновидностей смерти, ритуальных практиках, связанных со смертью.
Слово танатология имеет древнегреческие корни. Суффикс «логия» происходит от древнегреческого слова, означавшего «говорить», а теперь означающего «изучение». Корень слова «танато» происходит от имени греческого бога Танатоса, олицетворявшего смерть. Этот бог изображался в древности обычно отрицательным, он был безжалостной фигурой в греческой мифологии – возможно, поэтому его и почитали спартанцы, которые были безжалостны даже со своими детьми, и сбрасывали слабых из них со скалы.
Имя бога Танатоса также используется в других словах, относящихся к смерти: эвтаназия, или целенаправленное убийство страдающего человека или животного; танатофобия, или страх вещей, связанных со смертью; танатомания – болезненное влечение к убийству, либо к самоубийству; танатокосметология – посмертная косметология и бальзамирование покойников.
Возникновение и развитие танатологии
Создание танатологии как академической дисциплины принято связывать с именем выдающегося русского и французского ученого Ильи Мечникова, который проводил свои научные исследования в начале 1900-х годов. Известный своими работами в области микробиологии и зоологии, знаменитыми открытиями, в частности, открытием процесса фагоцитоза, Мечников также выступал за научное изучение смерти. Он утверждал, что научные ресурсы могут помочь изучить и подтвердить на опыте многие процессы, ответственные за преждевременную смерть. Тем самым, надеялся Мечников, академическое изучение смерти могло бы помочь тем, кто хотел бы продлить свою жизнь и не бояться смерти.
Мечников основывал свои идеи для междисциплинарного исследования на том факте, что в то время как студенты-медики были обязаны проводить анатомические исследования на трупах, удивительно было отсутствие хоть какой-нибудь инструкции о том, как ухаживать за умирающим, и не было никаких исследований на тему смерти, которые были бы включены в учебную программу. Поскольку лишь немногие ученые и педагоги поняли и согласились с идеями Мечникова, реализация его предложения была отложена «в долгий ящик» — это заняло многие десятилетия.
После смерти Ильи Мечникова в 1916 году танатология оставалась относительно неразвитой дисциплиной в течение многих лет. Интерес к ней возник заново после Второй мировой войны, которая оставила многих людей наедине со смертью и горем. Работы американского психолога и влиятельного танатолога Германа Фейфела часто связывают с его опытом изучения Второй мировой войны, особенно ужасов атомной бомбы. Его самыми значительными работами в области танатологии стали сборники «Значение смерти», первый из которых был издан в 1959 году, а следующий – в 1977 году.
Публикации Германа Фейфела сосредоточены в особенности на преодолении опасных для жизни заболеваний, сознательном и подсознательном отношении к смерти и страхе смерти. Как и Мечников, Фейфел утверждал, что необходимы дополнительные исследования, которые будут проводиться, чтобы помочь людям, находящимся в критических ситуациях, имеющим дело с тревогой, страхом или горем в результате случившейся или будущей смерти.
Труды Фейфела — только несколько важных книг в области танатологии. Другие ключевые материалы включают «Опыт смерти» («The Experience of Death») философа-экзистенциалиста Пауля Людвига Ландсберга; разделы, посвященные временности и смерти, в работе «Бытие и время» немецкого философа Мартина Хайдеггера; а также произведения художественных жанров, содержащих важнейшие наблюдения о смерти, такие как «У последней черты» Михаила Арцыбашева, «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого и «Когда я умирала» («As I Lay Dying») Уильяма Фолкнера.
Современная танатология
Сегодня танатология изучается во многих странах, включая страны бывшего соцлагеря, в рамках общей научной дисциплины – судебная медицина. В западных странах на университетском уровне существует обучение танатологии как самостоятельной дисциплине. Учебная программа, как правило, включает в себя значительные исследования в области медицины, в фокусе которых находятся физиологические изменения в организме до и после смерти, роль рецептурных препаратов в процессе умирания и неоднозначная тема эвтаназии. Некоторые из занятий по танатологии могут быть сосредоточены на культурных аспектах явления смерти на протяжении всей истории, на причинах смерти на протяжении всей истории, на роли религии и мифологии в отношении смерти, а также на других, самых разных направлениях исследований.
"Жизнь - это приключение, которое превосходит наше обычное линейное мышление! Она имеет нелинейную размерность, подобно, как многолетний цветок, который возвращается, чтобы цвести в мультивселенной. Иными словами - смерть - лишь психологическое заблуждение, привитое человеку ложными "знаниями" о мире, сообщает Реальная Психология.
Современная наука приходит к выводу, что жизнь и смерть человека - это совсем не то, в чем человек уверен. Это не укладывается в рамки банального человеческого представления о вещах и относится не к "объективным феноменам", а к субъективным представлениям человека – его психологическим штампам.
"Жизнь - это приключение, которое превосходит наше обычное линейное мышление! Она имеет нелинейную размерность, подобно, как многолетний цветок, который возвращается, чтобы цвести в мультивселенной. Иными словами - смерть - лишь психологическое заблуждение, привитое человеку ложными "знаниями" о мире, сообщает Реальная Психология.
Современный человек воспитан в традициях "вульгарного материализма". Однобокость научно-философской мысли "традиционной европейской школы" и успехи внедрения технологий "законсервировали" убеждения человека в том, что «мир имеет объективное существование, независимое от наблюдателя». Однако, самые современные исследования "несогласных от науки" и их эксперименты доказывают, что на самом деле, "всё есть с точностью до наоборот". Классический взгляд, будто "Наша жизнь - всего лишь активное бытие углеродосодержащих молекул, которое заканчивается тот момент, когда биологическое тело приходит в негодность", уже не является состоятельным.
Примитивно глядя на вещи, мы верим в смерть, потому что:
нас приучили ассоциировать себя только с биологическим телом,смерть этого самого биологического тела мы можем видеть и воспринимаем ее буквально.И все же, современная научная мысль, и в частности - биоцентризм (идеология, а также этическая и научная концепция, ставящие живую природу в центр мироздания), говорит о том, что т.н. смерть не может быть окончательным событием, как мы думаем. И один из аргументов здесь - если добавить жизнь и сознание в уравнение, то можно объяснить многие из самых больших загадок науки. К примеру, становится понятно, что пространство, время и свойства материи непосредственно зависят от наблюдателя! Более того, становится очевидным факт "идеального соответствия (разумной подогнанности)", законов и констант Мироздания под существование жизни.
Необходимо понять, что вся вселенная, как она есть, является таковой лишь в нашем сознании. В качестве банальных примеров, можно сказать о том, что мы видим голубое небо лишь потому, что определенные клетки нашего мозга настроены на "голубое восприятие неба". И ничто не мешает изменить их так, чтобы небо выглядело зеленым или оранжевым. Не менее условны и понятия "светло-темно", или "тепло-холодно". Если вам кажется, что сейчас жарко и влажно, но для тропической лягушки эта погода кажется холодной и сухой. Вся эта логика применима практически ко всему. Здесь главное, что следует понять: Всё то, что вы видите, не может присутствовать без вашего сознания. И это примитивные примеры, которые говорят о гораздо большем!
По большому счету наивно даже полагать, что человек видит глазами, что его органы чувств являются чем-то вроде порталов в объективный мир. Все, что человек чувствует и ощущает в тот или иной момент (включая ощущения собственного тела) – это вихрь информации, проносящийся в его уме. Согласно, как квантовой физике, так и биоцентризму, пространство и время не являются жестко заданными, инертными объектами, как мы думаем. Пространство и время являются просто инструментами для размещения всего.
Рассмотрим знаменитый эксперимент Томаса Юнга, ставший экспериментальным доказательством волновой теории света. При наблюдении прохождения частиц через две щели в барьере, каждая частица ведет себя как корпускула и проходит или через одну щель, или через другую. Но при отсутствии наблюдателя, частица уже действует как волна и может пройти через обе щели одновременно. То есть, частица изменяет свое поведение в зависимости от того, смотрите вы на нее или нет! Как так? Все просто: т.н. «объективная реальность» – это не статика, а динамический процесс, который включает в себя ваше сознание!
К тому же выводу можно прийти и через знаменитый Принцип неопределенности Гейзенберга. Если т.н. «объективный мир» реально существует, то мы должны быть в состоянии хотя бы измерить свойства любых хаотически движущихся в нем частиц. Однако мы не можем сделать даже этого. Хотя бы потому, что весь опыт физики показывает, что точные положение и импульс частицы не могут быть известны в одно и то же время. Иными словами, для частицы имеет значение факт того, что вы в тот или иной момент вдруг решили заняться измерениями!
Еще пример - пары "квантово запутанных" (имеющих общее происхождение) частиц могут мгновенно связываться друг с другом из противоположных концов галактики, как будто пространство и время для них не существуют. Почему и как? А потому и так, что они вовсе не находятся в т.н. "объективной реальности" – то есть как бы снаружи от наблюдателя. Вывод - пространство и время являются лишь инструментами нашего ума.
Потому сегодня и физика, и биоцентризм говорят о том, что "Смерть не существует во вневременном, внепространственном мире. Бессмертие не означает бесконечное существование во времени, но находится вне времени вообще!"
Еще один интересный факт опровергает правильность привитого нам с детства "линейного способа мышления о времени". В ходе эксперимента, проведенного в 2002 году, ученые показали, что одни фотоны как бы "заранее знают", что другие фотоны на другом конце Галактики будут делать в будущем. Учеными была проверена связь между парами фотонов. Вот как это было описано в отчете: "Экспериментаторы прерывали движение одного фотона, и он должен был решить, станет ли он волной или частицей.
Исследователи увеличивали расстояние, которое требовалось другому фотону, чтобы добраться до своего детектора. При этом они могли поместить на его пути поляризатор, чтобы предотвратить его превращение в частицу. Каким-то образом первая частица узнавала, что исследователь собирается сделать, до того, как это происходило, на расстоянии, мгновенно, как если бы не было ни пространства, ни времени между ними. Она решала не становиться частицей даже до того, как ее близнец встречал поляризатор". Всё это еще раз подтверждает, что наш ум и его знание - это единственное условие, которое определяет, как поведут себя частицы. То есть Мир подчиняется "Эффекту зависимости от наблюдателя!"
Оппоненты биоцентризма утверждают, что такое явление ограничено микромиром. Но, согласно современной научной парадигме, утверждение о существовании одного набора физических законов для мелких объектов, и другого – для остальной вселенной (включая нас) не имеет никакого основания! Так в 2005 году в журнале Nature была опубликована работа, описывающая, как кристаллы KHC03 продемонстрировали эффект "запутанности", будучи полдюйма высотой - то есть, квантовое поведение проявляется в обычном мире человеческого масштаба.
Сегодня одним из основных аспектов квантовой физики является то, что наблюдения совершенно не могут быть предсказаны. Вместо этого говорится о "ряде возможных наблюдений", имеющих различные вероятности. И это - одно из главных объяснений объективности теории "многих миров", утверждающей, что каждое из возможных наблюдений соответствует отдельной вселенной в конгломерате Мультивселенной.
Иными словами, все, что теоретически могло произойти, в какой-то вселенной реализуется. И все возможные вселенные существуют одновременно, независимо от того, что происходит в любой из них. Потому и смерть человека не существует в каком-то реальном смысле в этих сценариях, а относится лишь к его психическому восприятию (убеждению).
В связи со всем этим, Ральф Уолдо Эмерсон констатирует: "Влияние чувств у большинства людей одолело разум до такой степени, что стены пространства и времени стали казаться твердыми, реальными и непреодолимыми, и говорить о них легкомысленно является в мире признаком безумия".
Танатология изучает физические изменения в теле человека, происходящие перед смертью и сразу после неё. Наука занимается междисциплинарными исследованиями, направленными на изучение смерти. Она также изучает психологические состояния человека, сопровождающие его в процессе умирания. В зарубежных странах науку чаще называют “исследования смерти” (death studies).
Термин “танатология” происходит из греческого языка, и образован от двух слов: Танатос – персонификация смерти в греческой мифологии, бог смерти у античных греков; и «логия» – слово, означающее знание, речь.
Танатологию изучают во многих высших учебных заведения как в России, так и за рубежом.
История танатологии
В 1903 году российский ученый Илья Мечников начал призывать научное сообщество обратить внимание на проблему смерти. Его позиция заключалась в том, что без изучения этой проблемы нельзя считать “науки о жизни” всеобъемлющими. Он настаивал, что умирающим людям следует знать, как именно происходит процесс умирания. Мечников считал, что научное изучение проблем смерти необходимо для блага человечества.
Еще до работ русского ученого было принято использовать тела умерших для обучения анатомии студентов-медиков. Однако эти исследования строились лишь вокруг изучения строения тела, а не на том, как обращаться с умирающими пациентами. Хотя Мечников не смог убедить своих современников из числа врачей и ученых в необходимости танатологии, его работы внесли свой вклад в будущее дисциплины.
После Второй мировой войны, многие люди со всего света столкнулись с утратой близких им людей. Это создало общественный интерес и подтолкнуло ученых к изучению смерти и тех эффектов, которые она оказывает. Американский психолог Герман Фейфел написал книгу «Значение смерти», в которой исследовал то, какое влияние смерть оказывает на человеческое поведение. Работа Фейфела заложила основу танатологии, и его во многом рассматривают как первопроходца в современных исследованиях смерти.
Исследования смерти на стыке дисциплин
Исследования смерти не ограничены философскими вопросами жизни и смерти. Танатология исследует психологию людей, их семей, сообществ и культур в отношении вопросов смерти.
Как уже сказано выше, эта наука развивается на стыке знаний, и в неё входят и другие дисциплины, как естественные, так и гуманитарные. В изучаемую область попадают исторические, культурологические, социологические исследования, связанные с проблематикой смерти. К танатологии также относятся и изучение биологических процессов в теле умирающего человека.
Культурная антропология и археология дают знания о том, как в культурах прошлого и современности представляли смерть. Биологическая часть исследований смерти дают лучшее понимание того, что происходит с телом человеком в момент смерти и после неё. В наши дни изучается даже активность мозга в последние минуты жизни человека. С биологией и медициной также тесно связана медицинская этика, поднимающая проблемы эвтаназии и прав умирающего. В танатологии даже нашлось место исследованиям о благотворном влиянии музыки на умирающих пациентов и их близких.
Смерть – это одна из самых сложных проблем человечества, и её изучение требует множества разных подходов, взгляда со стороны разных наук. Для гармоничного развития общества важно понимать смерть физически и эмоционально, осознавать, какое влияние она оказывает на людей, общество и культуру. Сложность и значимость этой проблемы стали причиной постоянного развития танатологии.