Раб на галере
Сергей Сергеевич Сальников
Страшная штука стереотипы, такая же как устоявшиеся крылатые фразы и афоризмы. Они сильно отбивают у человека желание мыслить и чем сильней забита голова у отдельно взятой личности или общества в целом такими шаблонами, тем печальней картина восприятия реальности. Иногда возникает крамольная мысль, а не на уничтожение ли способности к мышлению направлена вся система гуманитарного образования?
Возьмём один из таких на мой взгляд мифов.
Раб на галере.
Что вы сразу представляете?
Правильно – палящее солнце, измученные, измождённые несчастные прикованные к огромным вёслам, растёртые в кровь руки и стоящий над ними ужасный злодей, который осыпает их градом ударов ужасной плети, что способна перебить хребет быку.
Так?
А как иначе, мы столько раз про это читали, столько раз смотрели в кино, что сомневаться нет возможности, это уже аксиома, которая не требует доказательств.
Только вот вы давно забыли, что сами вы этого не видели, а только читали про это и смотрели в кино.
Виртуальная реальность заменила вам действительность и зарубила способность мыслить.
А если чутка подумать?
Для чего нужны были гребцы на галере?
Правильно, чтобы добраться из одного морского пункта в другой и перевести товар!
Или чтобы как можно быстрей угробить людей, что обеспечивают ход вашей посудине и после этого благополучно утонуть самому?
Эти самые гребцы, даже если они рабы, являются вашей собственностью, за которую вы заплатили большие деньги, это ваш двигатель, который обеспечивает вам доход и является гарантом вашей жизни в море.
Вы можете себе представить, чтобы капитан судна дал команду механику расколошмать главную машину, засыпать в цилиндры песка, отрубить систему смазки и питания?
Нет?
А почему вы решили, что капитан галеры был настолько тупой, чтобы уничтожать свой «главный двигатель»?
На сколько дней плавания хватили бы этих людей, если бы их морили голодом и избивали постоянно?
Или в море есть возможность постоянно производить замену выбывших? Вот так рядом под рукой есть пара сотен людей, которых можно посалить взамен умерших и забитых?
Так, возможно, всё было немного не так?
А, скорей всего, далеко не так?
Чтобы двигаться нужна исправная, хорошо работающая «машина», за которой надо ухаживать и достойно её кормит, иначе труба всем.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу изуверств крепостников.
Они все поголовно были садисты и маньяки, у которых главной заботой и работой было увлечение пороть плетьми и убивать своих крестьян?
Крепостные были их главным богатством, от которого зависела их личное благосостояние. Ну, изничтожил крестьян и что дальше?
Самому работать?
Представить себе, что помещик будет просто так убивать лошадь или корову, за которую заплачены деньги мы не можем, а вот, что они загоняли в гроб ради прихоти людей, которые, к слову, стоили куда больше, мы вполне можем, ведь нам про это так «жалистно» написали в книжках.
Так что, возможно, как и с рабами на галерах, что-то не совсем так в мире, как живописуют господа писатели и сценаристы?
А?
Как быть с тем, что гребцы были прикованы?
Извините за нескромный вопрос, а эти прикованные рабы что в свои естественные нужды справляли прямо на месте работы?
И спать им совсем не надо было, вот так и гребли и гребли день и ночь, пока не умирали?
Ох уж этот пошлый быт, об который так звонко разбиваются великолепные авторские замыслы и закрученные сюжеты. Чуть забудешь о книжной «мудрости», а посмотришь на вокруг с чисто житейской точки зрения и сразу становится ясно, что не всё в этих книжках правда.
Да и есть ли она там и правда и мудрость?
А может в своём большинстве книжке эти и пишутся для того, чтобы мы реально не воспринимали окружающий мир?
Вот опять же и поэт в России больше чем поэт.
И мы этим гордимся,
А может зря гордимся?
08.11.15 г.
Сайт Сергея Сальникова: http://sss1949.wixsite.com/salnikov
Активная ссылка на главной странице.
Да, в истории России был один видный деятель, который таки пахал на галерах.
Пахать на галерах - это примерно так.
В совесткой историографии ему отводилось значительное место: предводитель Первой крестьянской войны в России, Иван Исаевич Болотников стоял в одном ряду с такими знаковыми персонажами, как Разин и Пугачев. Даже на их фоне Болотников смотрелся выдающейся личностью. В самом деле, никогда после него восставшие не бывали так близки к успеху; никогда они не осаждали столицу; никогда не приходилось выступать против них под персональными царскими штандартами.
Тем не менее, известность Болотникова в народе, его представленность в книгах и фильмах была всегда на порядок ниже, чем у Разина и Пугачева (кино про него, кажется, так и не сняли). Одна из причин - скудость биографических сведений: не сохранилось не только его изображений, но даже описаний наружности, за исключением известия голландского посланника Исаака Массы - "он был детина рослый и дюжий" ("store groot kerel"). О происхождении Болотникова, его социальным статусе тоже нельзя сказать ничего внятного. Известно, только, что он был "холопом" князя Андрея Телятевского, но слово "холоп" могло обозначать кого угодно - от крепостного крестьянина до личного секретаря или вооруженнного телохранителя ("боевого холопа"). Судя по тому, как лихо потом Болотников воевал, как мастерски оборонял крепости и как борзо гонял по Подмосковью царских воевод, боевой опыт у него должен был быть немалый.
Первый достоверный факт его биографии - Болотников был взят в плен татарами и продан в рабство туркам. В те времена русские и польские пограничные рубежи ("украины", т.е. окраины) регулярно подвергались набегам крымских и ногайских хищников. Для татар это были не просто военные походы - это была основа их экономики.
Я уже неоднократно указывал на ряд черт, роднящих Россию с Африкой. Вот еще одна: как и Африка, наша Родина служила источником для самого выгодного и самого популярного гешефта в мировой истории - работорговли. Сколько бы ни писали в учебниках по экономике о том, что самый хороший работник - это тот, кто заинтересован в результате своего труда, на самом деле нет и не может быть ничего выгоднее, чем заставить человека пахать на себя задаром. Эксплуататоры во все века это хорошо знали и при малейшей возможности старались воплотить сию бизнес-стратегию в жизнь. Потому рабство и работорговля сопровождали человечество во все периоды его истории - от античности до Нового времени.
Самим татарам рабы были не сильно нужны - слишком примитивен был у них экономический уклад. Но зато пленников можно было продавать своим более развитым покровителям - османам. Турецкие владения были тут же, под рукой, по южному побережью Крыма. Феодосия (Кафа), Хазлев (Евпатория) служили главными невольничьми рынками. А еще шла бойкая торговля в Бахчисарае, Карасубазаре, Тузлери. По Черному морю к крымским берегам шли корабли с тканями, оружием и лошадьми; обратно уходили они с трюмами, до отказа забитыми живым отваром. Турецкие, арабские, греческиие, армянские, иудейские купцы развозили несчастных по всем подвластным "царю-салтану" странам, от Египта до Марокко.
Остатки крепости в Кафе (нынешняя Феодосия). Одно из самых страшных и значимых мест в истории нашего народа. "Этот город, ненасытная и беззаконная пучина, кровь нашу пьющая, лежит в удобном для морской торговли месте"
Крымские и ногайские татары, будучи кочевниками, не знали ни земледелия, ни ремесел. Все, что нужно было для жизни, они могли получить либо сразу в виде добычи, либо в обмен на добычу. На захваченных пленниках строилась даже налоговая система крымского ханства - хан устанавливал налог по столько-то копеек за каждого пленника. Под залог будущих невольников татары брали кредиты. Богатство и бедность определялись количеством "ясыра" - военной добычи. В удачные годы количество угнанных людей измерялось десятками тысяч.
Пользуясь непрерывной враждой России и Польши, крымчаки разоряли набегами и ту и другую. "Королевский", т.е фактически украинский "товар" котировался на этой людоедской бирже выше, поскольку "московские" считались народом коварным и склонным к побегам. Заключая "союзы" то с королем против царя, то с царем против короля, татары попеременно опустошали русские и польские рубежи, не опасаясь походов возмездия. К тому же за их спиной стояла Блистательная Порта, которую все в тогдашней Европе боялись как огня.
Рано или поздно эта лафа должна была закончиться. Но присаженные на работорговую иглу татары не желали об этом думать. Как следствие, экономика не развивалась, не было прогресса ни в искусстве, ни в ремеслах, ни в политическом устройстве. Даже военное дело, сведенное к тактике рабойничьх набегов, пребывало в застое, и татар спасала только труднодоступность Крыма для больших армейских контингентов и покровительство султана. Когда в восемнадцатом столетии русские коммуникации были доведены до Таврии и Перекопа, ханство пало без особого сопротивления.
Но это будет потом. А пока Болотников в числе других пленных был отправлен в Турцию. Условия, в которых находились перевозимые невольники, ничуть не отличались от тех, в которых транспортировали африканцев: теснота, голод, жажда, антисанитария, массовый мор. Но едва ли те, кто выживал, не завидовали умершим.
Галеры в битве при Лепанто
Участь раба, в любом случае, была незавидной. Но больше всего люди страшились попасть на галеры. Яворницкий в своей "Истории запорожских казаков" так описывал условия галерной (в буквальном смысле - каторжной) службы:
"Но самое ужасное положение было тех взрослых мужчин-невольников, которые попадали на турецкие суда-кадриги или галеры, называвшиеся у запорожских Козаков каторгами. Здесь их было не меньше, как и на общественных работах в городах: "На всех военных судах турок,- пишет православный серб Юрий Крижанич,- не видно почти никаких других гребцов, кроме людей русского происхождения". Галерою называлось большое морское судно на три паруса, два тента, три больших и четыре малых пушек, для 450 человек среднего числа людей экипажа, с 25 или 30 скамьями для гребцов. "Это было первобытное латинское судно- вроде того, какое можно видеть на колонне Траяна; века внесли в него мало усовершенствований. Вообразите себе плоское, длинное, очень узкое, очень низкое двухмачтовое судно, длиною почти 50 метров, шириною 10 метров, идущее в одно время и на веслах, и на парусах. Гребцы, в числе около 300, сидели прикованные на 25 или 30 скамьях, пересекавших и заграждавших палубу на половину с левой, на половину с правой сторон. Пять или шесть гребцов на каждой скамье приводили в движение одно весло, которое опиралось на подставку, торчащую сверх палубы. Левые скамьи отделялись от правых проходом -узким помостом, служащим для перехода с задней части в переднюю. В этом проходе, более возвышенном, нежели скамьи, прогуливался галерный пристав ("баша турецький, бусурманський, недовiрок християнський"), с кнутом в руке (в думах -"з червовою таволгою"), управляя невольниками, прикованными под его ногами. Волны постоянно хлестали галерных невольников, прикованных к очень низкой палубе и обнаженных во всякую погоду до пояса. Спали и ели они по сменам, не оставляя своих скамей и не останавливая хода своей галеры. Они не знали никакого отдыха, даже в праздники, не имея никогда права протянуться, переменить место, уйти на минуту от этой холодной скамьи. Единственно возможный отдых был для них тогда, когда корабль входил в гавань для поправок или для того, чтобы запастись съестными припасами. Тогда позволялось нескольким каторжникам, не всем без различия, но привилегированным, дворянам, потому что в числе галерных невольников были и дворяне,- работать в гавани над земляными и очистительными работами."
Но Болотникову повезло: судно, на котором он пахал как раб на галерах рабом на галерах, неудачно атаковало немецкий
Навались!
Грести устали мы, причалили,
И вышли на песок.
Федор Сологуб. Не позднее 1921 года
В нескольких последних постах мы достаточно подробно рассмотрели ход галеры под парусами. Еще раньше нами были описаны различные системы гребли в их историческом развитии. Однако мы практически не касались пока режимов хода галер на веслах. Конечно же эти режимы не ограничивались лишь сменой темпа гребли, как это обычно показывают в фильмах про галеры, когда свирепого вида барабанщик бьет в громадный барабан, увеличивая темп ударов, и бедные гребцы, следуя этим ударам, выжимают из себя последние силы, чтобы придать галере необходимое ускорение. На самом деле, организация гребли была значительно сложнее.
Возвращение галеры в порт. Анонимный художник. Масло. 1694. Национальный морской музей Франции.
Прежде, как обычно, несколько слов о терминах.
Во французском галерном языке ход галеры на веслах обозначался словом vogue . Любители гламура сразу же определят, что этим же словом называется известный журнал мод. Но семантические связи между этими терминами проследить довольно сложно.
В русском языке нет прямого аналога этого термина. Обычно ход галеры на веслах в старых документах морского ведомства обозначался словами идти греблею
:
«По полуночи в половине 4 часа снялись с якоря и пошли греблею
.»
Экстракт из журнала плавания ея императорскаго величества [Екатерины II] на галерах по реке Волге, от Твери до Симбирска, в 1767 году.
Существительное vogue естественным образом произошло от глагола voguer , обозначавшего «идти с помощью весел», «грести». Глагол этот имеет и другие значения в галерном языке французов, но мы пока их касаться не будем.
Судя по печатным и рукописным работам известных капитанов галер, опубликованным в XVI-XVII веках, различали четыре режима гребли. (На самом деле, режимов было, конечно, больше, но об этом мы поговорим ниже).
Когда галеры выходили из порта и нужно было произвести впечатление на зрителей или на высокого гостя, присутствующего при этом действе, капитан флагманской галеры отавал приказ перейти к режиму гребли piqu"a banc (Команда к началу гребли в этом режиме звучала "pique à banc !"). Это был самый красивый, даже величественный, но и самый утомительный для гребцов режим. Загребной (vogue-avant) и соседний с ним гребец (apostis), занося весло по направлению к корме как можно медленнее, должны были поставить ногу на банку впереди сидящего гребца, ударив одновременно концом своего весла по этой банке. Этот удар позволял синхронизировать движения всех гребцов галеры, заставляя их доставлять весло в определенную точку в строго определенный момент. После этого гребцы откидывались назад на свою банку, со всей возможной силой увлекая за собой весла. Здесь никому нельзя было «сачковать», ибо гребцы, промедлившие с возвращением на свою банку не только подвергались проклятиям и ударам плетью со стороны комита, но и могли схлопотать сильнейший удар по голове веслом от впереди расположенных гребцов. Затем вновь раздавался свисток комита и звучала его команда «Leve rem e vogue sem » (levez les rames et voguez ensemble – Поднять весла и грести вместе!), означавшие начала нового цикла гребли.
Второй режим гребли уже не предусматривал удара веслом по банке. Это был режим обычного хода. Опытные комиты предпочитали его использование, так как он был безопасен для галеры (удары веслом не проходили бесследно для корпуса корабля) и более приемлем для шиурмы, так как являлся не таким утомительным.
Третий режим, позволявший галере развивать максимальную скорость, использовался при преследовании кораблей противника, или, наоборот, при уходе от преследования. Назывался он passe-vogue (иногда его называли еще vogue vitt ). Комиты сопровождали греблю в этом режиме своебразным счетом, как об этом пишет анонимный автор трактата «Traité de la palamente des galères», хранящегося в библиотеке муниципалитета Марселя: "casqua, intra, monté ". В русском языке команда для перехода на форсированную греблю звучит «НАВАЛИСЬ!», иногда «ДАЙ ХОД!» (Самойлов К. И. Морской словарь). Об этом пишет и В.И.Даль («Навались дружнее, поощряют гребцов»). Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически выходили из строя, что снижало боеспособность галеры. Комит королевской галеры Масс (Masse), оставивший после себя подробные наставления по управлению галерой (1729 г.), считал, что при таком режиме гребли нельзя пройти расстояние более одного льё. После такого режима необходимо, как считал Масс, сразу же переходить к режиму vogue à quartier , который является четвертым режимом по нашей классификации. Неуместным считал использование этого режима и генерал-интендант Н.Арнуль, которого уж никак не заподозришь в сочувствии к гребцам. Он писал в 1666 году, что комиты, которые злоупотребляли режимом хода галер passe-vogue , «подобны самым никчемным парижским извозчикам, которые готовы загнать своих лошадей, лишь бы прийти первыми».
Касаясь характеристики третьего режима, следует еще добавить, что на галерах Мальтийского ордена он назывался «форсированный ход » (vogue forcée ). Только при таком режиме гребли гребцы на мальтийских галерах получали вино.
Четвертый режим – это экономный ход, когда галере предстояло пройти на веслах длинный маршрут по спокойному морю. В таких случаях капитан выбирал либо неспешную размеренную греблю (она производилась по команде «vogue largue e ben intrade
», т.е широкая гребля с большим заносом весла к корме), либо vogue à quartier
. Суть последнего режима в следующем. Все гребцы разделялись на две части, каждая из которых называлась «картье» (quartier
). Была носовая картье и кормовая картье. Может возникнуть вопрос, почему именно картье. Ведь ясно, что слово это во французском языке обозначает четвертую часть, а не половину. Это название сложилось исторически. Сначала картье обозначало вахту на корабле (следует иметь в виду, что в прежние времена вахта продолжалась не четыре часа, как сейчас, а шесть, отсюда и картье – четвертая часть суток). Потом по аналогии стали называть картье каждую смену в корабельной работе, уже не привязывая ее к четверти. Поэтому одна смена гребцов также стала называться картье. При этом режиме гребла только одна смена, одна картье: носовая или кормовая.
25.08.2014 0 24485
Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.
В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.
Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.
Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.
Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.
Морпехи древности
Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.
На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.
Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.
Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»
Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?
В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.
Можно ли до конца верить всем этим ужасам?
Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.
Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.
В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.
Они объедали господ!
Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».
Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.
Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.
Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.
Марк РАППОРТ
Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.
В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.
Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи — это триремы, или, как их называли греки, триеры — с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.
Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.
Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными «десантниками».
Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми — более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.
На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.
Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто и к беспорядочному отступлению.
Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «Вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю».
Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?
В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.
Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно — слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.
Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.
В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто — ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.
Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».
Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.
Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное — гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.
Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.
Марк Раппорт